Организация современного урока
(методические рекомендации)
Основные недостатки традиционного обучения:
- Урок, построенный по схеме «опрос-объяснение-закрепление» не обеспечивает условий реализации принципов развивающего обучения, так как ориентирует учащихся только на усвоение знаний и не гарантирует их развитие, не ориентирует их на самостоятельную познавательную деятельность.
- Урок нацелен на формирование у учащихся суммы научных знаний без учёта закономерностей развития мыслительной деятельности.
- Преобладает целевая установка, направленная на деятельность учителя (спросить, объяснить, закрепить и т. д.), она не включает активную деятельность учащихся (их деятельность лишь подразумевается). Учащийся для учителя – объект.
- Основное внимание сконцентрировано на результате, достигнутом учащимися (памяти). Протекание мыслительной деятельности, формирование умственных действий и переход их во внутренние глубокие свёрнутые связи, в то же время готовые к применению, остаются без должного внимания.
Организация личностно-ориентированного образовательного процесса:
Организация личностно-ориентированного образовательного процесса, в котором творческая деятельность субъекта (учащихся) предполагает их собственное целеполагание, ценность которого состоит в постоянном мотивировании его интеллектуальной активности, обеспечивающей возможность формирования именно исследовательских умений, что становится устойчивым качеством личности. В этой связи, главной педагогической целью в личностно-ориентированном образовательном процессе является содействие учащемуся в развитии его потенциала на основе: организационно-мотивирующего стиля управления (педагог подводит к проблеме, сознательно ошибается, советует, создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, заинтересовывает, побуждает, вдохновляет, поддерживает авторитет учащихся); раскрытия содержания отрезка социального опыта на уровне общих представлений (создание условий для самостоятельного вывода учащимися формул, правил, законов и т. д; любая грань его компетенций − результат собственной самостоятельной поисковой деятельности); функций контроля, используемых им (педагогом) для коррекции знаний, умений, навыков учащихся, на основе которых видит происходящие изменения в обученности и обучаемости учащихся, их отношение к результатам собственной деятельности; формирования мотивации учения, в которой внутренняя мотивация преобладает над внешней положительной и отрицательной мотивациями; педагогики сотрудничества (взаимодействие «педагог-учащийся», «учащийся-учащийся» – субъект-субъектные; управление деятельностью обучающихся – рефлексивное (рефлексивно-оценочное мышление, позволяющее иметь собственное мнение о результатах деятельности); формирование знаний, умений и навыков учащихся идут с учетом индивидуальных особенностей каждого из них; формы организации образовательного процесса – индивидуальные, парные, групповые); показателей эффективности урока – рост самостоятельной деятельности учащихся через развитие их интеллектуальных и побудительных умений, являющихся основой сформированных исследовательских умений.
Основные компоненты современного урока:
- Целевой (целеполагание: целеформирование и целереализация) − постановка целей учения перед учащимися как на весь урок, так и на отдельные его этапы. Помните! Цель – предвосхищаемый в сознании результат. Цель – прогнозируемый результат (что будут знать и уметь к концу урока), на который направлены действия как учителя, так и ученика. Чем подробнее ставятся и реализуются цели урока, тем качественнее результаты деятельности учащихся.
- Мотивационный − определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всём курсе.
- Коммуникативный − уровень общения учителя с классом, в котором преобладает внутренняя и внешне положительная мотивация (гуманная педагогика). Управление деятельностью учащихся – рефлексивное.
- Содержательный − подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
- Технологический (деятельностный) − выбор форм организации образовательного процесса (индивидуальная, парная, групповая, фронтальная), методов и приёмов обучения, оптимальных для данного типа урока, средств обучения и т.п.
- Результативно-регулировочный (контрольно-коррекционный) − использование оценки деятельности ученика на уроке для мотивирования его активности и развития познавательного интереса.
- Аналитический (рефлексивно-оценочный) − подведение итогов урока, анализ и самоанализ деятельности учащихся на уроке, анализ и самоанализ результатов собственной деятельности (целерефлексия). Триединая цель урока: Образовательная (обучающая, познавательная, когнитивная): формирование у учащихся системы знаний, умений и навыков. Воспитательная: формирование и развитие у учащихся научного мировоззрения, нравственных качеств личности, взглядов и убеждений. Развивающая: развитие у учащихся познавательных интересов, умственной самостоятельности, творческих способностей, воли, эмоций, познавательных способностей − речь, память, внимание, воображение, восприятие и т. д. ПРИМЕР. Математика (6 класс) Тема урока: Сложение рациональных чисел. Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению новых знаний. Цель урока: Когнитивные: формировать у учащихся знания правил сложения чисел с отрицательными и разными знаками и модулями, их применение при использовании рациональных приёмов вычислений на алгоритмическом и частично-поисковом уровне. Развивающие: развивать у учащихся умения сравнивать, делать выводы; умения рефлексивной деятельности. Воспитательные: формировать умения общаться. Задачи урока: • организовать деятельность учащихся по определению ими целей урока; • обеспечить актуализацию субъектного опыта учащимися по теме «Противоположные числа. Модуль числа. Сравнение чисел»; • создать условия для вывода учащимися правила сложения двух отрицательных чисел и чисел с разными знаками (при работе в группах); • способствовать деятельности учащихся по первичному закреплению ими знаний сложения двух отрицательных чисел и чисел с разными знаками (при работе в парах постоянного состава); • способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному применению ими знаний сложения двух отрицательных чисел и чисел с разными знаками при решении задач алгоритмического, частичнопоискового уровней; • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации ими знаний, умений сложения двух отрицательных чисел и чисел с разными знаками; • содействовать деятельности учащихся умению работать в парах, группах; • обеспечить подведение итогов урока учащимися (достижение цели, получение результатов собственной деятельности).
Прогнозируемые результаты (цели учащихся): К концу урока учащиеся будут знать: 1. Правила сложения рациональных чисел с отрицательными и разными знаками и модулями. 2. Использование рациональных приёмов вычислений чисел с отрицательными и разными знаками и их модулями. К концу урока учащиеся будут уметь: 1. Проводить вычисления, используя числовую прямую. 2. Вывести правило сложения двух отрицательных чисел и чисел с разными знаками и разными модулями. 3. Применить правило сложения двух отрицательных чисел и чисел с разными знаками и разными модулями при решении задач алгоритмического и частично-поискового уровней. 4. Делать выводы при решении задач алгоритмического и частичнопоискового уровней. 5. Подводить итоги собственной деятельности (целерефлексия). 6. Общаться при работе в паре, группе (культура общения).
Правила, обеспечивающие успешное проведение урока:
- Определить место урока в теме, а темы − в годовом курсе.
- Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научнопопулярные, методические. Познакомиться с их содержанием.
- Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.
- Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные ЗУН.
- Конкретизировать цели и задачи урока, сформулировать и записать её в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими. Помните! Современный урок характеризуется личностноориентированным образовательным процессом!
- Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке и применить в деятельности. Т. е., что он будет знать и уметь к концу урока.
- Определить какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объёме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи, сообщить школьникам.
- Отобрать содержание урока в соответствии с его целью, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, формирования новых ЗУН.
- Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся.
- Записать предусмотренный ход урока, представив себе урок как целостную дидактическую систему.
- Быть собранным, чётко и ясно ставить цели перед учащимися, соблюдать логику изложения материала.
- Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что если большинство учащихся чего-либо не знает или не понимает, то ошибку надо искать в способах организации их деятельности!
- Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечёткий ответ может быть следствием неясного вопроса.
- Задания и инструктаж давать чётко, кратко. С обязательным выяснением того, как ученики поняли установки.
- Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя. Потеря времени − сигнал о том, что надо изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.
- Помните! Показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.
- Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длительных воздействий на учащихся.
- Обеспечить выполнения всех своих установок.
- Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.
- Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность.
Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя:
- Разработка системы уроков по теме или разделу.
- Определение триединой цели и задач урока осуществлять на основе программы, методических пособий, учебника и дополнительной литературы.
- Отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний.
- Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.
- Формулирование триединых дидактических целей урока.
- Разработка структуры урока. Определение его типа и оптимальных методов и приёмов обучения.
- Определение межпредметных связей и методов их использования на уроке.
- Планирование всех действий учителя и учеников на всех этапах урока, особенно в нестандартных ситуациях.
- Подбор дидактических средств урока (д/Ф, к/Ф, картин, таблиц, карточек, схем и т.п.).
- Проверка оборудования и ТСО.
- Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
- Определение оптимального объёма и форм самостоятельной работы учащихся на уроке.
- Выбор приёмов и методов закрепления полученных знаний на уроке и дома, их обобщение и систематизация.
- Составление списка учеников, ЗУН которых будут проверяться, в соответствии с уровнями их сформированности; определение объёма домашнего задания.
- Продумывание приемов подведения итогов урока.
«Настрой» на урок непосредственно перед звонком:
- Мысленное воспроизведение основных этапов урока; 2. Воспроизведение плана урока, мысленное представление класса и отдельных учеников; 3. Стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой. Способствуют успеху урока: • хорошее знание материала; • бодрое самочувствие; • продуманный план урока; • чувство «физической» раскованности, свободы на уроке; • правильный выбор методов обучения; • разнообразие методов обучения; • занимательность изложения; • ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу; богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя; • выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников. Затрудняют проведение эффективного урока: • неуверенность в своих знаниях; • безразличное отношение ко всему происходящему на уроке; • неустойчивая композиция урока; • скованность движений; • неумение учащихся работать предложенными методами обучения; • однообразие методов обучения; • бесстрастный рассказ учителя; • монотонность и сухость при изложении нового материала; • отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами. Дидактические требования к современному уроку: 1. Четкая постановка триединых дидактических целей перед учащимися. Помните! Чем подробнее определены цели урока (будут знать и уметь), тем качественнее получаются результаты!
- Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока с учётом уровня подготовленности учащихся.
- Прогнозирование уровня усвоения учащимися новых знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах.
- Выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля, их оптимального воздействия на каждом уроке, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в учении.
- Помните! Ум ученика должен быть подготовлен к изучению определённого предмета. Обучая, исходите из уровня подготовленности и развития учеников, опирайтесь на их возможности. Изучайте и учитывайте жизненный опыт детей, их интересы, особенности развития.
- Учитывайте возрастные особенности детей так, чтобы содержание и способы обучения несколько опережали их развитие.
- Обязательно принимайте во внимание особенности обучения разных групп школьников, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковыми возможностями.
- Учебный процесс ведите в оптимальном темпе, но так, чтобы не задерживать сильных и развивать быстроту действия у средних и слабых. Обучение требует известной напряжённости. Когда она отсутствует, дети отвыкают работать в полную силу. Темпы обучения, установленные самими учениками, как правило, ниже возможных и посильных для них. В соответствии с конкретными условиями устанавливайте оптимальные темпы, при необходимости изменяйте их.
- Используйте новейшие достижения педагогики и психологии: конкретные знания, умения формируйте с помощью маленьких шагов, обобщение − с помощью увеличенных шагов, укрупнённых единиц знаний. Широко пользуйтесь аналогией, сравнением, сопоставлением, противопоставлением.
- При изучении нового и сложного материала привлекайте сильных учеников, а при закреплении − средних и слабых.
- Введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения.
- Торопись медленно! Не форсируйте без нужды процесс обучения, не стремитесь к быстрому успеху: педагогические возможности снижения барьера доступности не безграничны.
- Не принимайте мимолётный проблеск мысли ученика за свершившийся акт познания, используйте его как начало познания.
- Доступность зависит от ясности изложения и речи учителя: чётко и однозначно формулируйте понятия, избегайте монотонности, обучайте образно, приводя яркие факты, примеры из жизни, литературы.
- Не увеличивайте длительность монологов: тонко чувствуйте, что необходимо объяснить, а что дети сообразят самостоятельно, не объясняйте того, что может быть легко усвоено ими самими.
- На первом этапе обучения используйте не весь объём знаний, а лишь основное, чтобы школьники основательно усвоили главное, затем, при закреплении, вводите новые примеры, факты, уточняющие изученное.
- Управляйте познавательной деятельностью учеников: плохой учитель сообщает истину, оставляя её недоступной для понимания, хороший − учит её находить, делая доступным процесс нахождения.
- Доступность не означает лёгкость обучения, и функция учителя состоит вовсе не в том, чтобы бесконечно облегчать труд учеников: помочь, направить, раскрыть непонятное через понятное, дать кончик нити для самостоятельного анализа, ободрить − это и есть будни доступного обучения.
- Доступность связана с работоспособностью: развивая и тренируя работоспособность, приучайте школьников осуществлять все более длительную и интенсивную мыслительную деятельность.
Помните! Современной школе нужен педагог новой формации, который инновационный подходы в обучении направляет не на запоминание учащимися набора знаний из разных предметных дисциплин, а на владение ими умениями исследования, коммуникации, анализа, принятия самостоятельных решений. |