Навигация

Опрос

Ваши любимые предметы в школе? [?]

Самые читаемые новости:

***
Могилевский институт МВД Республики Беларусь Могилевский институт МВД Республики Беларусь Белорусская сельскохозяйственная академия
Архив новостей
Декабрь 2023 (47)
Ноябрь 2023 (96)
Октябрь 2023 (86)
Сентябрь 2023 (88)
Август 2023 (34)
Июль 2023 (34)

Организация современного урока (методические рекомендации)
Автор: admin2 |
9 август 2021 |
Просмотров: 1441 |
Комментарии (0)
СШ № 2

Организация современного урока

(методические рекомендации)

 

         Основные недостатки традиционного обучения:

  1. Урок, построенный по схеме «опрос-объяснение-закрепление» не обеспечивает условий реализации принципов развивающего обучения, так как ориентирует учащихся только на усвоение знаний и не гарантирует их развитие, не ориентирует их на самостоятельную познавательную деятельность.
  2. Урок нацелен на формирование у учащихся суммы научных знаний без учёта закономерностей развития мыслительной деятельности.
  3. Преобладает целевая установка, направленная на деятельность учителя (спросить, объяснить, закрепить и т. д.), она не включает активную деятельность учащихся (их деятельность лишь подразумевается). Учащийся для учителя – объект.
  4. Основное внимание сконцентрировано на результате, достигнутом учащимися (памяти). Протекание мыслительной деятельности, формирование умственных действий и переход их во внутренние глубокие свёрнутые связи, в то же время готовые к применению, остаются без должного внимания.

Организация личностно-ориентированного образовательного процесса:

Организация личностно-ориентированного образовательного процесса, в котором творческая деятельность субъекта (учащихся) предполагает их собственное целеполагание, ценность которого состоит в постоянном мотивировании его интеллектуальной активности, обеспечивающей возможность формирования именно исследовательских умений, что становится устойчивым качеством личности. В этой связи, главной педагогической целью в личностно-ориентированном образовательном процессе является содействие учащемуся в развитии его потенциала на основе: организационно-мотивирующего стиля управления (педагог подводит к проблеме, сознательно ошибается, советует, создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, заинтересовывает, побуждает, вдохновляет, поддерживает авторитет учащихся); раскрытия содержания отрезка социального опыта на уровне общих представлений (создание условий для самостоятельного вывода учащимися формул, правил, законов и т. д; любая грань его компетенций − результат собственной самостоятельной поисковой деятельности); функций контроля, используемых им (педагогом) для коррекции знаний, умений, навыков учащихся, на основе которых видит происходящие изменения в обученности и обучаемости учащихся, их отношение к результатам собственной деятельности; формирования мотивации учения, в которой внутренняя мотивация преобладает над внешней положительной и отрицательной мотивациями; педагогики сотрудничества (взаимодействие «педагог-учащийся», «учащийся-учащийся» – субъект-субъектные; управление деятельностью обучающихся – рефлексивное (рефлексивно-оценочное мышление, позволяющее иметь собственное мнение о результатах деятельности); формирование знаний, умений и навыков учащихся идут с учетом индивидуальных особенностей каждого из них; формы организации образовательного процесса – индивидуальные, парные, групповые); показателей эффективности урока – рост самостоятельной деятельности учащихся через развитие их интеллектуальных и побудительных умений, являющихся основой сформированных исследовательских умений.

 

Основные компоненты современного урока:

  1. Целевой (целеполагание: целеформирование и целереализация) − постановка целей учения перед учащимися как на весь урок, так и на отдельные его этапы. Помните! Цель – предвосхищаемый в сознании результат. Цель – прогнозируемый результат (что будут знать и уметь к концу урока), на который направлены действия как учителя, так и ученика. Чем подробнее ставятся и реализуются цели урока, тем качественнее результаты деятельности учащихся.
  2. Мотивационный − определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всём курсе.
  3. Коммуникативный − уровень общения учителя с классом, в котором преобладает внутренняя и внешне положительная мотивация (гуманная педагогика). Управление деятельностью учащихся – рефлексивное.
  4. Содержательный − подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
  5. Технологический (деятельностный) − выбор форм организации образовательного процесса (индивидуальная, парная, групповая, фронтальная), методов и приёмов обучения, оптимальных для данного типа урока, средств обучения и т.п.
  6. Результативно-регулировочный (контрольно-коррекционный) − использование оценки деятельности ученика на уроке для мотивирования его активности и развития познавательного интереса.
  7. Аналитический (рефлексивно-оценочный) − подведение итогов урока, анализ и самоанализ деятельности учащихся на уроке, анализ и самоанализ результатов собственной деятельности (целерефлексия). Триединая цель урока: Образовательная (обучающая, познавательная, когнитивная): формирование у учащихся системы знаний, умений и навыков. Воспитательная: формирование и развитие у учащихся научного мировоззрения, нравственных качеств личности, взглядов и убеждений. Развивающая: развитие у учащихся познавательных интересов, умственной самостоятельности, творческих способностей, воли, эмоций, познавательных способностей − речь, память, внимание, воображение, восприятие и т. д. ПРИМЕР. Математика (6 класс) Тема урока: Сложение рациональных чисел. Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению новых знаний. Цель урока: Когнитивные: формировать у учащихся знания правил сложения чисел с отрицательными и разными знаками и модулями, их применение при использовании рациональных приёмов вычислений на алгоритмическом и частично-поисковом уровне. Развивающие: развивать у учащихся умения сравнивать, делать выводы; умения рефлексивной деятельности. Воспитательные: формировать умения общаться. Задачи урока: • организовать деятельность учащихся по определению ими целей урока; • обеспечить актуализацию субъектного опыта учащимися по теме «Противоположные числа. Модуль числа. Сравнение чисел»; • создать условия для вывода учащимися правила сложения двух отрицательных чисел и чисел с разными знаками (при работе в группах); • способствовать деятельности учащихся по первичному закреплению ими знаний сложения двух отрицательных чисел и чисел с разными знаками (при работе в парах постоянного состава); • способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному применению ими знаний сложения двух отрицательных чисел и чисел с разными знаками при решении задач алгоритмического, частичнопоискового уровней; • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации ими знаний, умений сложения двух отрицательных чисел и чисел с разными знаками; • содействовать деятельности учащихся умению работать в парах, группах; • обеспечить подведение итогов урока учащимися (достижение цели, получение результатов собственной деятельности).

Прогнозируемые результаты (цели учащихся): К концу урока учащиеся будут знать: 1. Правила сложения рациональных чисел с отрицательными и разными знаками и модулями. 2. Использование рациональных приёмов вычислений чисел с отрицательными и разными знаками и их модулями. К концу урока учащиеся будут уметь: 1. Проводить вычисления, используя числовую прямую. 2. Вывести правило сложения двух отрицательных чисел и чисел с разными знаками и разными модулями. 3. Применить правило сложения двух отрицательных чисел и чисел с разными знаками и разными модулями при решении задач алгоритмического и частично-поискового уровней. 4. Делать выводы при решении задач алгоритмического и частичнопоискового уровней. 5. Подводить итоги собственной деятельности (целерефлексия). 6. Общаться при работе в паре, группе (культура общения).

Правила, обеспечивающие успешное проведение урока:

  1. Определить место урока в теме, а темы − в годовом курсе.
  2. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научнопопулярные, методические. Познакомиться с их содержанием.
  3. Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.
  4. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные ЗУН.
  5. Конкретизировать цели и задачи урока, сформулировать и записать её в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими. Помните! Современный урок характеризуется личностноориентированным образовательным процессом!
  6. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке и применить в деятельности. Т. е., что он будет знать и уметь к концу урока.
  7. Определить какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объёме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи, сообщить школьникам.
  8. Отобрать содержание урока в соответствии с его целью, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, формирования новых ЗУН.
  9. Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся.
  10. Записать предусмотренный ход урока, представив себе урок как целостную дидактическую систему.
  11. Быть собранным, чётко и ясно ставить цели перед учащимися, соблюдать логику изложения материала.
  12. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что если большинство учащихся чего-либо не знает или не понимает, то ошибку надо искать в способах организации их деятельности!
  13. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечёткий ответ может быть следствием неясного вопроса.
  14. Задания и инструктаж давать чётко, кратко. С обязательным выяснением того, как ученики поняли установки.
  15. Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя. Потеря времени − сигнал о том, что надо изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.
  16. Помните! Показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.
  17. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длительных воздействий на учащихся.
  18. Обеспечить выполнения всех своих установок.
  19. Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.
  20. Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность.

Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя:

  1. Разработка системы уроков по теме или разделу.
  2. Определение триединой цели и задач урока осуществлять на основе программы, методических пособий, учебника и дополнительной литературы.
  3. Отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний.
  4. Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.
  5. Формулирование триединых дидактических целей урока.
  6. Разработка структуры урока. Определение его типа и оптимальных методов и приёмов обучения.
  7. Определение межпредметных связей и методов их использования на уроке.
  8. Планирование всех действий учителя и учеников на всех этапах урока, особенно в нестандартных ситуациях.
  9. Подбор дидактических средств урока (д/Ф, к/Ф, картин, таблиц, карточек, схем и т.п.).
  10. Проверка оборудования и ТСО.
  11. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
  12. Определение оптимального объёма и форм самостоятельной работы учащихся на уроке.
  13. Выбор приёмов и методов закрепления полученных знаний на уроке и дома, их обобщение и систематизация.
  14. Составление списка учеников, ЗУН которых будут проверяться, в соответствии с уровнями их сформированности; определение объёма домашнего задания.
  15. Продумывание приемов подведения итогов урока.

 «Настрой» на урок непосредственно перед звонком:

  1. Мысленное воспроизведение основных этапов урока; 2. Воспроизведение плана урока, мысленное представление класса и отдельных учеников; 3. Стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой. Способствуют успеху урока: • хорошее знание материала; • бодрое самочувствие; • продуманный план урока; • чувство «физической» раскованности, свободы на уроке; • правильный выбор методов обучения; • разнообразие методов обучения; • занимательность изложения; • ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу; богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя; • выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников. Затрудняют проведение эффективного урока: • неуверенность в своих знаниях; • безразличное отношение ко всему происходящему на уроке; • неустойчивая композиция урока; • скованность движений; • неумение учащихся работать предложенными методами обучения; • однообразие методов обучения; • бесстрастный рассказ учителя; • монотонность и сухость при изложении нового материала; • отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами. Дидактические требования к современному уроку: 1. Четкая постановка триединых дидактических целей перед учащимися. Помните! Чем подробнее определены цели урока (будут знать и уметь), тем качественнее получаются результаты!
  2. Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока с учётом уровня подготовленности учащихся.
  3. Прогнозирование уровня усвоения учащимися новых знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах.
  4. Выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля, их оптимального воздействия на каждом уроке, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в учении.
  5. Помните! Ум ученика должен быть подготовлен к изучению определённого предмета. Обучая, исходите из уровня подготовленности и развития учеников, опирайтесь на их возможности. Изучайте и учитывайте жизненный опыт детей, их интересы, особенности развития.
  6. Учитывайте возрастные особенности детей так, чтобы содержание и способы обучения несколько опережали их развитие.
  7. Обязательно принимайте во внимание особенности обучения разных групп школьников, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковыми возможностями.
  8. Учебный процесс ведите в оптимальном темпе, но так, чтобы не задерживать сильных и развивать быстроту действия у средних и слабых. Обучение требует известной напряжённости. Когда она отсутствует, дети отвыкают работать в полную силу. Темпы обучения, установленные самими учениками, как правило, ниже возможных и посильных для них. В соответствии с конкретными условиями устанавливайте оптимальные темпы, при необходимости изменяйте их.
  9. Используйте новейшие достижения педагогики и психологии: конкретные знания, умения формируйте с помощью маленьких шагов, обобщение − с помощью увеличенных шагов, укрупнённых единиц знаний. Широко пользуйтесь аналогией, сравнением, сопоставлением, противопоставлением.
  10. При изучении нового и сложного материала привлекайте сильных учеников, а при закреплении − средних и слабых.
  11. Введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения.
  12. Торопись медленно! Не форсируйте без нужды процесс обучения, не стремитесь к быстрому успеху: педагогические возможности снижения барьера доступности не безграничны.
  13. Не принимайте мимолётный проблеск мысли ученика за свершившийся акт познания, используйте его как начало познания.
  14. Доступность зависит от ясности изложения и речи учителя: чётко и однозначно формулируйте понятия, избегайте монотонности, обучайте образно, приводя яркие факты, примеры из жизни, литературы.
  15. Не увеличивайте длительность монологов: тонко чувствуйте, что необходимо объяснить, а что дети сообразят самостоятельно, не объясняйте того, что может быть легко усвоено ими самими.
  16. На первом этапе обучения используйте не весь объём знаний, а лишь основное, чтобы школьники основательно усвоили главное, затем, при закреплении, вводите новые примеры, факты, уточняющие изученное.
  17. Управляйте познавательной деятельностью учеников: плохой учитель сообщает истину, оставляя её недоступной для понимания, хороший − учит её находить, делая доступным процесс нахождения.
  18. Доступность не означает лёгкость обучения, и функция учителя состоит вовсе не в том, чтобы бесконечно облегчать труд учеников: помочь, направить, раскрыть непонятное через понятное, дать кончик нити для самостоятельного анализа, ободрить − это и есть будни доступного обучения.
  19. Доступность связана с работоспособностью: развивая и тренируя работоспособность, приучайте школьников осуществлять все более длительную и интенсивную мыслительную деятельность.

Помните! Современной школе нужен педагог новой формации, который инновационный подходы в обучении направляет не на запоминание учащимися набора знаний из разных предметных дисциплин, а на владение ими умениями исследования, коммуникации, анализа, принятия самостоятельных решений.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем





Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

СШ №2 г.Свислочь










Сайты учреждений образования