Консультации для родителей
Дата
|
Тема консультации
|
18.09.2021
|
«Как уберечь ребенка? Советы для мам и пап»
|
24.10.2021
|
«Как помочь родителям понять своего ребенка?»
|
20.11.2021
|
«Как помочь ребенку в кризисной ситуации?»
|
18.12.2021
|
«Пристанище для души или какие мы разные»
|
«Как уберечь ребенка? Советы для мам и пап»
ВНИМАНИЕ!
ЭТО КАСАЕТСЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВАШЕГО РЕБЁНКА –
ПРОЧТИТЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО!
«Стать родителями – это свыкнуться с мыслью, что отныне ваше сердце будет разгуливать вне вашего тела», – сказал кто-то мудрый. И это действительно так.
Мы переживаем за детей, мы неспокойны, если не видим их и тем более, если не знаем, где они. И во многом наши волнения и страхи оправданы – окружающий мир далеко не всегда дружелюбен по отношению к детям.
Как же уберечь ребенка от маньяка, убийцы, насильника или просто от плохой компании или вора? Запреты не всегда срабатывают, но что же тогда делать?
Это очень важная Памятка, хотя и на очень неприятную тему, на которую не принято говорить и совершенно не хочется думать. Но это нужно знать каждому родителю, чтобы защитить и обезопасить наших с вами детей!
Участившиеся за последнее время прецеденты насилия в отношении детей заставили общество не только поразиться нечеловеческой жестокости преступников, но и задаться вопросом: можно ли защитить ребенка от этой угрозы?
Для того, чтобы безопасность ребенка не вызывала никаких сомнений, достаточно придерживаться ряда простых правил.
ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ!
Правило 1. Устанавливайте доверительные отношения с ребенком
Постоянно наблюдайте и оценивайте изменения в поведении ребенка. Старайтесь обращать внимание на его окружение. Сделайте дом максимально комфортным для времяпрепровождения, как для Вашего ребенка, так и его друзей; необходимо наладить тесные взаимоотношения с педагогами и родителями одноклассников ребенка.
Поощряйте ребенка рассказывать о своих друзьях, о себе и своих увлечениях. Доверительные отношения станут для ребенка хорошим стимулом рассказывать о происходящих в его жизни событиях и в случае непростой ситуации родители смогут вовремя оценить степень опасности и помочь найти выход из нее.
Правило 2. Уделяйте больше внимания своему ребенку
Один из самых надежных способов, который поможет Вам наладить доверительные отношения, заключается в том, чтобы проводить с ребенком как можно больше времени. Дети, страдающие от нехватки родительского внимания, с большей вероятностью проявят интерес к чужому человеку (потенциальному преступнику), который сможет увлечь их. Такие люди быстро входят к ним в доверие, они умеют сопереживать детям и понимать их, становясь для них образцом взрослого человека, к которому они тянутся.
Правило 3. Будьте открыты ребенку в любых ситуациях
От родителей требуется набраться терпения и научиться внимательно слушать детей, когда они рассказывают о событиях в своей жизни, друзьях; задавать ребенку вопросы о его страхах и огорчениях; поощрять ребенка делиться сокровенными переживаниями – это одно из наиболее важных условий, которые помогают избежать беды.
Нужно быть в курсе взаимоотношений ребенка с другими детьми и взрослыми, а скрытность, окружающая взаимоотношения малыша или подростка с другими людьми, должна насторожить.
Правило 4. Дайте ребенку максимум необходимой информации о проблеме
С раннего детства рассказывайте ребенку о правилах поведения в обществе, приводя примеры положительных и отрицательных форм проявления. Учите держать правильную дистанцию при общении со взрослыми; желательно обыгрывать такие ситуации на улице. Однако при этом старайтесь не запугивать ребенка, а учить его действовать в экстремальной ситуации, повторяя уроки по мере взросления. Следите за тем, чтобы Ваша речь не была похожа на нудные поучения. Постарайтесь интересно и доходчиво донести до ребенка основные правила поведения на улице, сопровождая свою речь яркими примерами. Только в этом случае ребенок услышит Вас – а Вы сможете быть уверены, что в случае чего он сумеет за себя постоять!
Правило 5. Особую осторожность следует проявлять в отношении безопасности ребенка в Интернете
По возможности установите на компьютере программы, блокирующие нежелательные или потенциально опасные сайты. Объясните ребенку, что также как и в реальной жизни, в сеть нельзя выкладывать личную информацию, к которой относятся адрес, номер телефона, место работы или учебы. Научите ребенка пресекать попытки знакомства в сети Интернет (по причине того, что новые знакомые могут оказаться злоумышленниками). Желательно вместе обсудить, какие фотографии допустимо выкладывать в социальные сети.
Правило 6. Следите за тем, чтобы внешний вид ребенка не был провоцирующим
Следите, чтобы ваш ребенок сам не провоцировал преступника на агрессивные действия излишне вызывающим внешним видом либо дорогими украшениями.
Правило 7. Сведите к минимуму возможность столкновения ребенка с лицами группы риска
Установите в подъезде железные двери с кодом во избежание проникновения в него бомжей или наркоманов. Объясните ребенку, что в Ваше отсутствие никто не станет обращаться к нему, и поэтому не зачем открывать двери посторонним.
Правило 8. Требуйте от ребенка:
– чтобы, уходя из дома, дети всегда сообщали куда идут и как с ними можно связаться в случае необходимости;
– чтобы избегали случайных знакомств, приглашений в незнакомые компании;
– чтобы перед уходом из гостей, театра и т.п. звонили и предупреждали об этом;
– чтобы не входили в подъезд, лифт с незнакомыми людьми.
ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ ДЕТЯМ!
Правило 1. Уметь сказать «НЕТ»
Твердо сказать "нет", рассказать о своих проблемах тому, кто в состоянии реально помочь – эти жизненно важные для любого ребенка навыки следует динамично прививать ему в целях использования в любой ситуации, угрожающей его безопасности. Ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он окажется в опасной ситуации.
Правило 2. Ненужные разговоры с посторонними
Очень часто преступники пользуются доверием детей. Научите своего ребенка, что он не должен разговаривать с незнакомцами и тем более соглашаться на его предложения или приглашения (посмотреть животное, поиграть в любимую игру, сходить в магазин за конфетами, мороженым, игрушкой, поехать к маме (папе, бабушке и т.д.) и другое). Объясните, что преступники для того, чтобы войти доверие, становятся добрыми, ласковыми и понимающими.
Правило 3. Как вести себя в угрожающей ситуации
Прививайте навыки по предупреждению насилия. Ребенок должен знать, как вести себя в опасной ситуации. Об этом речь пойдет далее.
Как помочь ребенку в кризисной ситуации (рекомендации родителям)
Кризис - это состояние, в котором человек воспринимает происходящее или ситуацию как непреодолимую тяжесть. Это ситуация, в которой превышаются возможные силы человека приспосабливаться к ситуации, и в которой нет возможности разрешить проблему обычными способами. Кризисные ситуации – это природные катастрофы, несчастные случаи или преступные действия, в результате которых необходима дополнительная помощь (полиции, скорой помощи и др.), случаи самоубийства или смерти, насилия среди сверстников и другое.
Реакция ребенка на кризисную ситуацию
- Многих родителей беспокоит то, как дети реагируют на кризис или несчастный случай, и при этом они не знают, как помочь. В кризисной ситуации чаще всего меняется поведение ребенка, это может выражаться в возращении к поведению, которое было характерно ребенку на более ранних возрастных этапах (регрессия).
- Очень важно отметить (знать), что в большинстве случаев это нормальная реакция на ненормальную ситуацию.
- Дети «перерабатывают» травму медленнее, чем взрослые; реакция на травму зависит от возраста ребенка и его особенностей развития.
От рождения до 2-х лет
- Высокий уровень тревожности ребенок может выражаться в плаче, кусании, бросании предметов, сосании пальца и в возбужденном поведении.
- Если ребенок пережил травму в этом возрасте, то позднее могут остаться неосознанные воспоминания о травматической ситуации (в основном, на эмоциональном уровне).
2-х – 6-ти летние дети
- Могут использовать травматическую ситуацию в своих играх или выборе игрушек;
- Можно наблюдать тревожную, усиленную привязанность к родителям или опекунам;
- Могут стать несамостоятельными;
- Любые изменения в повседневной жизни могут воспринимать как угрозу для своей безопасности;
- Может усилиться склонность к скрытности, возможны нарушения сна, ночные кошмары;
- Хотя в этом возрасте дети не могут еще понять, что такое смерть, травматические синдромы у них могут появиться быстрее, чем у взрослых.
6-ти – 10-ти летние дети
- Могут использовать травматическую ситуацию в своих играх или выборе игрушек;
- Могут уменьшиться способности к концентрации;
- Могут появиться радикальные изменения в поведении ребенка;
- Могут начать фантазировать о произошедшем со «спасением» в конце;
- Может усилиться склонность скрытности;
- Могут возникать трудности в контроле своего поведения;
- Может проявиться поведение, которое было характерно ребенку в более раннем возрасте.
10-ти – 12-ти летние девочки, 12-ти – 14-ти летние мальчики
- В отношениях могут вести себя по-детски (инфантильно);
- Могут выражать сильную злость на нечестность произошедшего;
- Могут выражать беспокойство или эйфорию по поводу выживания;
- Могут увидеть символическое значение (знаки) происходившего до несчастья и присоединить символические причины выживания после несчастного случая;
- Могут подавлять свои мысли и чувства, чтобы избежать конфронтации с несчастьем;
- Могут проявиться психосоматические заболевания.
12 / 14-ти – 18-ти летние юноши и девушки
- Могут чувствовать злость, стыд, предательство и выражать эти чувства через «дурашливое» поведение в школе;
- Выживание может формировать у них «чувство бессмертия»;
- После травмы часто продуманны и осторожны в своих реакциях к другим;
- Могут возникнуть нарушения сна и приема пищи;
- Может проявиться депрессия;
- Могут терять контроль над своими импульсами, и, таким образом, стать угрозой для себя и других;
- Могут начать употреблять алкоголь и наркотические вещества;
- Боязнь того, что несчастье может повториться, может изменять видение своих перспектив в будущем;
- Могут проявиться психосоматические заболевания.
- Молодые люди в этом возрасте могут критически оценивать как свое поведение, так и поведение других людей. Их реакции схожи с посттравматическими реакциями взрослых людей.
Как помочь ребенку преодолеть кризисную ситуацию (рекомендации для родителей)
- В актуальной кризисной ситуации помощь должна быть направлена на уменьшение внутреннего напряжения ребенка, успешно приспособиться и дать поддержку в решении насущной проблемы.
- Во время кризиса у детей появляются особые потребности. Позволяйте детям быть более зависимыми от вас, им необходимо обновление чувства собственной защищенности; проводите больше времени вместе, позволяйте им прочувствовать вашу заботу, физическую поддержку.
- Постарайтесь, по возможности быстрее, возобновить обычный ежедневный жизненный ритм.
- Свои чувства дети выражают разными способами. Примите эти особенности и знайте как на это адекватно ответить. Способность выразить свои чувства – это сила, а не показатель слабости. Дайте своему ребенку любовь и уменьшите страхи, признавая все чувства ребенка (страх, боль). Главное, чтобы ребенок понял, что «вместе мы можем пережить все».
- Говорите с ребенком о том, что произошло. Выслушайте его эмоции, давая конкретные пояснения и короткие, правдивые ответы на специфические вопросы, даже о смерти. Используйте понятные для ребенка слова и понятия.
- Создавайте ребенку возможность общения и время препровождения со сверстниками.
- Ограничивайте и контролируйте те моменты, когда ребенок (особенно маленький) может проводить, смотря волнительные телевизионные передачи.
- Важно знать, что ваше поведение и реакции очень сильно влияют на вашего ребенка. В большинстве случаев, ребенок возвращается к своему обычному поведению через несколько недель после кризисной ситуации.
- Если во время произошедшего или после этого вы наблюдали необычное поведение или реакции ребенка, ищите помощь у специалистов (психологов, психотерапевтов).
Позаботьтесь о том, чтобы каждый день у ребенка было:
- Чувство защищенности и принадлежности дома, в школе, в обществе;
- Другие поддерживающие взрослые в жизни ребенка, не считая родителей;
- Регулярная, еженедельная организация активности под руководством взрослых.
- Находите время, чтобы побыть со своим ребенком!
- Старайтесь решать конфликтные ситуации дома спокойно, покажите образец конструктивного взаимодействия. Помните – если мы кричим на своего ребенка, то он уже не услышит нас, когда мы будет просто говорить.
- Наблюдайте, не появилось ли нетипичное, непростое поведение у вашего ребенка. Например, чрезмерный плач, переигранные шутки, долгое молчание и скрытность, а также неожиданная открытость – все это может быть чертами тревожности. Ищите помощи профессионалов, если такое поведение будет продолжаться долгое время.
- Не допускайте хранение оружия в доступных для детей местах.
- Не устанавливайте в комнате ребенка телевизор. Прерывайте и ограничивайте просмотр насильственных сцен, которые ребенок видит по телевизору, в кино или компьютерных играх. Будьте внимательны к тому, чем ребенок интересуется в интернете.
- В обсуждениях и разговорах, используйте примеры из литературы и искусства.
- Поддерживайте контакт с другими родителями, чтобы быть в курсе, чем занимается ребенок, с кем встречается и где.
- Узнайте, проводятся ли в школе занятия по профилактики безопасности, учат ли детей как справляться со злостью, спокойно решать конфликтные ситуации, искать выход из кризисных ситуаций, уживаться с другими, не смотря на их национальную, культурную, религиозную принадлежность. Убедитесь, что в школе существует план действия в кризисной ситуации, который предусмотрен не только для выхода из самой ситуации, но и для ее профилактики.
- Добровольно сотрудничайте со школьными или общественными программами по вопросам безопасности.
- Поддерживайте представителей законодательства, в приоритете которых духовное здоровье детей и различные профилактические программы.
- Не стесняйтесь прибегать к помощи специалистов для себя и своей семьи, если она вам рекомендована.
ВАЖНО! Принцип простой: если мы больше знаем о несчастных случаях и видах как себя защитить, то лучше можем действовать и верить своим силам и возможностям других, для того, чтобы справиться с ситуацией. Если сами внутренне подготовимся, ситуация покажется известной. Более того, если проблема появиться мы вспомним, что уже думали о возможных решениях, и таким образом, не будем подвержены дополнительному стрессу.
- Каждой семье можно выработать свой план возможных кризисных ситуаций, беря во внимание конкретные жизненные обстоятельства.
- Подумайте, какие возможные неурядицы и кризисные ситуации могут угрожать семье.
- Проговорите с членами семьи эти ситуации, и как каждый может в них себя вести.
- Придумайте последовательность действий в возможных кризисных ситуациях и научите действовать других членов семьи.
- Дайте каждому члену семьи возможное задание – это поможет не растеряться в ситуации и искать выход.
- Важно, чтобы члены семьи знали, где могут находиться защитные приспособления необходимые в кризисной ситуации. Решите, кто будет ответственным за порядок хранения и содержания необходимого предмета.
- Узнайте сами и научите детей, где дома находятся электрические и газовые щиты, в каких случаях их надо выключать и как это делать.
- Подготовьте список телефонных номеров организаций, в которые можно обратиться в непредвиденных ситуациях. Дети должны знать, куда звонить в конкретных кризисных ситуациях (скорая помощь, полиция).
- На видном месте напишите, как в необходимом случае найти других членов семьи (номера телефонов, место работы).
- Договоритесь, к кому из соседей ребенок может обратиться, если не удается найти членов семьи.
- Решите, где безопасный выход, на случай эвакуации из дома.
- Решите, где будет место встречи семьи в кризисном случае (тревога увеличивается, когда рядом нет семьи). Каждому случаю надо выбрать одно место встречи недалеко от дома, и второе поблизости.
- Очень важно сотрудничество с соседями – включите их, переговорите возможные кризисные ситуации и согласуйте план действий.
- И самое важное – вместе попробуйте в действии «кризисный план». Время от времени каждому члену семьи важно освежить в памяти детали плана.
|