Ваш ребёнок в трудной жизненной ситуации. Признаки и способы помощи
Очень часто детские проблемы никому не интересны, кроме самих детей. Родители заняты работой или собой, друзей или нет или не хочется посвящать в самое сокровенное. И остаются дети со своими заботами одни. Часто проблемы детей кажутся взрослым надуманными, и это создает опасную ситуацию неоказания своевременной помощи. Хотя достаточно небольшого совета или вообще просто внимательно выслушать подростков, и проблемы разрешаются сами собой. Понятие «трудная жизненная ситуация» — «Сложная жизненная ситуация — это ситуация, впрямую нарушающая жизнедеятельность человека, которую он не способен самостоятельно преодолеть». Российский психотерапевт, Федор Ефимович Василюк, изучающий аспекты трудных жизненных ситуаций, предлагает понимать их как ситуации невозможности, в которой человек сталкивается с трудностью реализации внутренних потребностей своей жизни (стремлений, мотивов, ценностей и т.п.). Сложная жизненная ситуация всегда характеризуется несовпадением между тем, что мы хотим (достичь, сделать и т.п.), и тем, что мы можем. Такое несоответствие желаний со способностями и возможностями препятствует достижению целей, а это влечет за собой возникновение негативных эмоций, которые и сигнализируют о возникновении трудной ситуации. Подросток осваивает новый для него мир, новые отношения и неизбежно, в силу отсутствия опыта, встречается с трудными ситуациями, которые ему непонятны и незнакомы. Применение собственных способностей и возможностей в таком случае может оказаться недостаточным, потому может стать причиной разочарований. А любая сложная жизненная ситуация приводит к нарушению деятельности, ухудшению сложившихся отношений с окружающими нас людьми, порождает переживания и плохие эмоции, вызывает различные неудобства, что может иметь отрицательные последствия для развития личности. Признаки того, что подросток попал в трудную жизненную ситуацию: - нарушение межличностных отношений, стремление к уединению, негативизм; - злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, агрессивность, изменение поведения - сниженное настроение, задумчивость, утрата интереса к учебе, другим, ранее привлекательным видам деятельности; - появление сверхкритичности к себе; - разочарование в успехах, обесценивание собственных достижений; - нарушения пищевого поведения (отказ от еды или обжорство), бессонница или повышенная сонливость, кошмары и беспокойный сон в течение, по крайней мере, нескольких дней, - частые необоснованные жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость), - несвойственное данному ребёнку пренебрежительное отношение к своему внешнему виду, - постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти, - увлечение религиозными течениями, рассуждения о смысле жизни, не свойственные ранее, - уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку», - нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы, - погруженность в размышления, рассуждения о тяжелых проблемах, случившихся с другими, намеки на то, что в жизни все не так, как надо, - отсутствие планов на будущее, - внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей, раздражительность. Группа риска: - страдающие от болезней или покинутые окружением дети; - из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей; - из семей, в которых были случаи суицидов, потеря близкого человека, - дети из семей с низким доходом: эмоциональные переживания собственной материальной неполноценности (стыд, чувство беспомощности, гнев на родителей, агрессия на сверстников); беспокойство за собственное будущее (страхи, тревога, доходящие до уровня неврозов); трудности в полноценности времяпрепровождения (ограниченные возможности в отдыхе, занятиям по интересам и т.д.); трудности в общении с ровесниками (так или иначе, иерархия по материальному статусу существует), низкий социометрический статус в группе. - перенесшие травмы головы, в том числе в детстве, и родовые травмы; - дети из семей, где присутствует воспитание по типу гиперопеки; - любой ребёнок, в силу физиологических и психологических особенностей. Способы помощи:
|
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем