Навигация

Опрос

Ваши любимые предметы в школе? [?]

Самые читаемые новости:

***
Могилевский институт МВД Республики Беларусь Могилевский институт МВД Республики Беларусь Белорусская сельскохозяйственная академия
Архив новостей
Декабрь 2023 (47)
Ноябрь 2023 (96)
Октябрь 2023 (86)
Сентябрь 2023 (88)
Август 2023 (34)
Июль 2023 (34)

Мастер-класс "Вариативные подходы к организации работы с одаренными учащимися"
Автор: alexmax |
22 октябрь 2021 |
Просмотров: 2828 |
Комментарии (0)
СШ № 2

Мастер-класс «Вариативные подходы к организации работы с одаренными учащимися при подготовке к научно-исследовательской деятельности

“Скажи мне - я забуду,

 Покажи мне – я запомню,

 Дай мне сделать это,

 И это станет моим навсегда”

Китайская мудрость

Научно-исследовательская деятельность - это вид деятель­ности, направленный на получение новых объективных научных знаний.

Учебно-исследовательская деятельность — это деятель­ность, главной целью которой является образовательный ре­зультат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Главное здесь не овладение новыми, доселе неизвестными фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть затем использованы в исследовании любой сложности и тематики. Конечно, при этом никто не будет отрицать ценности получения учащимся новых знаний в избранной тематической сфере, тем более, если работа проводит­ся под руководством опытного компетентного специалиста. Однако основ­ным все же остается выполнение обучающей задачи.

Наша задача организовать про­цесс подготовки учебной исследовательской работы, начиная с выбора те­мы исследования до его публичной защиты. Несмотря на разнообразие на­учных дисциплин и их, казалось бы, совершенную несводимость к общему знаменателю (например, физика и литература) при написании исследова­тельской работы в любой отрасли знания сохраняется общая логика по­строения, используются сходные формы и методы работы с учащимися, средства обучения.

Методы (от лат. metodos  - путь, способ) – способы работы учителя и учащихся, с помощью которых достигается овладение знаниями, умениями  и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности.

  • по источнику знаний: словесные (объяснения, рассказ, работа с печатными источниками, описание, рассуждение, беседа); наглядные (демонстрация, показ образца, иллюстрация); практические (наблюдение, опыт, лабораторная работа).

по характеру познавательной деятельности учащихся

Форма (от лат. forma -  внешний вид, оболочка) – ограниченное рамками времени и определенными правилами внешнее выражение согласованной деятельности педагога и учащихся. 

  • Индивидуальная
  • Фронтальная
  • Групповая

Средства обучения – это инструменты познавательной деятельности учащихся и управляющей деятельности учителя, один из основных компонентов дидактической системы.

  • по происхождению: искусственные (книга, карта, физический прибор) и природные (гербарий, минерал, древесина);
  • по форме представления: динамические (видео, компьютерная программа, физический опыт) и статические (плакат, схема, транспарант);
  • по типу воздействия на органы чувств: визуальные (таблицы), аудиальные (аудиозаписи), аудиовизуальные (видео, DVD);
  • по носителю информации: вербальные (слово учителя), бумажные (книга, таблица), магнитооптические (кинофильм), лазерные (CD-Rom, DVD), электронные (компьютерные программы);
  • по сложности: простые (карточки с заданием) и сложные (мультимедиасистемы);
  • по назначению: для передачи информации, для формирования умений и навыков;

по степени соответствия сегодняшнему уровню образования: традиционные (иллюстративный материал, полные ориентировочные основы деятельности учащихся, классические учебники), современные (мультимедийные средства обучения, компьютеры, компьютерные презентации), перспективные (веб-сайты, образовательные сети, дистанционное обучение).

Предварительная подготовка учащихся к научно-исследовательской деятельности осуществляется на уроках.

В своей работе на уроке учитель может использовать:

Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений  «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

Метод эвристических вопросов.  Ответы на семь ключевых вопросов:      Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Метод сравнения.  Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными,  философами и т. д.

Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.

Метод путешествия в будущее.  Эффективен в любой  общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.

Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.

Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт  в результате определенных творческих действий.

Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать  картину или составить  описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.

«Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.

Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы  решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.  

почему методы и формы работы тренера-преподавателя  должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

 -исследовательский;

 -частично-поисковый;

 -проблемный;

 -проективный;

 -практические;

Формы работы:

-тестирование детей с целью определения их способностей, склонностей, наличие познавательных интересов.

-консультирование по возникшей проблеме, проведение родительских собраний, круглых столов

-тренировано-урочная (работа в парах, в малых группах), разно уровневые задания, творческие задания;.

-Индивидуальная  и групповая работа с учащимися на тренировках. Подбор развивающих упражнений, заданий повышенной сложности. Предложение выполнять в домашней обстановке, творческие задания.

 - дискуссия;

 - игры.

Очень важны:

 - Привлечение детей к участию в конкурсах, фестивалях, викторинах различного уровня, школьных мероприятиях

 - Ролевые игры;

 - Индивидуальные творческие задания.

 - Поощрение родителей одарённых детей грамотами.

Практическое занятие 1: «Мозговой штурм»

Тема: “Составляем программу действий”.

Цель: организация оперативного поиска действий.

Маршрут поиска: работа над проектом «Оптимизация пришкольной территории»

Результат “мозгового штурма: составление программы действий, способствующей осуществлению проекта.

Правила “мозгового штурма”:

  1. Нельзя делать никаких критических замечаний по ходу выдвижения действий. Это мешает формулировке мыслей.
  2. Не стоит бояться несбыточности предложений: чем необычнее действие, тем лучше.
  3. Чем больше предложений, тем вероятнее, что быстрее отыщется наиболее верное действие.
  4. Желательна цепочка действий, что даёт простор для обсуждения.

(Идёт работа по группам. Защита программ действий)

Практическое занятие2 «Способы определения темы исследования» (анкетирование, интервьюирование, опрос).

Составьте вопросы для определения темы, и направления исследования

При всей ответственности педагога за качество планируе­мой работы необходимо помнить, что исследовательская рабо­та требует максимальной самодисциплины и самостоятельно­сти от учащегося-исследователя. Руководитель лишь указывает и расставляет вехи на пути исследования, советует и ориенти­рует учащегося в море информации - методологиях, литературе, научной проблематике.

Таким образом, при организации исследовательской деятель-

ности учащихся необходимо осознавать, что исследовательская

деятельность – это организованная познавательная творческая

деятельность учащихся, которая по своей структуре соответству-

ет научной деятельности.

 

Учитель географии  Осиюк В.Ф.

 


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем





Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

СШ №2 г.Свислочь










Сайты учреждений образования