Мастер-класс «Вариативные подходы к организации работы с одаренными учащимися при подготовке к научно-исследовательской деятельности “Скажи мне - я забуду, Покажи мне – я запомню, Дай мне сделать это, И это станет моим навсегда” Китайская мудрость Научно-исследовательская деятельность - это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний. Учебно-исследовательская деятельность — это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Главное здесь не овладение новыми, доселе неизвестными фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть затем использованы в исследовании любой сложности и тематики. Конечно, при этом никто не будет отрицать ценности получения учащимся новых знаний в избранной тематической сфере, тем более, если работа проводится под руководством опытного компетентного специалиста. Однако основным все же остается выполнение обучающей задачи. Наша задача организовать процесс подготовки учебной исследовательской работы, начиная с выбора темы исследования до его публичной защиты. Несмотря на разнообразие научных дисциплин и их, казалось бы, совершенную несводимость к общему знаменателю (например, физика и литература) при написании исследовательской работы в любой отрасли знания сохраняется общая логика построения, используются сходные формы и методы работы с учащимися, средства обучения. Методы (от лат. metodos - путь, способ) – способы работы учителя и учащихся, с помощью которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности.
по характеру познавательной деятельности учащихся Форма (от лат. forma - внешний вид, оболочка) – ограниченное рамками времени и определенными правилами внешнее выражение согласованной деятельности педагога и учащихся.
Средства обучения – это инструменты познавательной деятельности учащихся и управляющей деятельности учителя, один из основных компонентов дидактической системы.
по степени соответствия сегодняшнему уровню образования: традиционные (иллюстративный материал, полные ориентировочные основы деятельности учащихся, классические учебники), современные (мультимедийные средства обучения, компьютеры, компьютерные презентации), перспективные (веб-сайты, образовательные сети, дистанционное обучение). Предварительная подготовка учащихся к научно-исследовательской деятельности осуществляется на уроках. В своей работе на уроке учитель может использовать: Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта. Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д. Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия. Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования. Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний. Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий. Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира. «Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов. Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри. почему методы и формы работы тренера-преподавателя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы: -исследовательский; -частично-поисковый; -проблемный; -проективный; -практические; Формы работы: -тестирование детей с целью определения их способностей, склонностей, наличие познавательных интересов. -консультирование по возникшей проблеме, проведение родительских собраний, круглых столов -тренировано-урочная (работа в парах, в малых группах), разно уровневые задания, творческие задания;. -Индивидуальная и групповая работа с учащимися на тренировках. Подбор развивающих упражнений, заданий повышенной сложности. Предложение выполнять в домашней обстановке, творческие задания. - дискуссия; - игры. Очень важны: - Привлечение детей к участию в конкурсах, фестивалях, викторинах различного уровня, школьных мероприятиях - Ролевые игры; - Индивидуальные творческие задания. - Поощрение родителей одарённых детей грамотами. Практическое занятие 1: «Мозговой штурм» Тема: “Составляем программу действий”. Цель: организация оперативного поиска действий. Маршрут поиска: работа над проектом «Оптимизация пришкольной территории» Результат “мозгового штурма: составление программы действий, способствующей осуществлению проекта. Правила “мозгового штурма”:
(Идёт работа по группам. Защита программ действий) Практическое занятие2 «Способы определения темы исследования» (анкетирование, интервьюирование, опрос). Составьте вопросы для определения темы, и направления исследования При всей ответственности педагога за качество планируемой работы необходимо помнить, что исследовательская работа требует максимальной самодисциплины и самостоятельности от учащегося-исследователя. Руководитель лишь указывает и расставляет вехи на пути исследования, советует и ориентирует учащегося в море информации - методологиях, литературе, научной проблематике. Таким образом, при организации исследовательской деятель- ности учащихся необходимо осознавать, что исследовательская деятельность – это организованная познавательная творческая деятельность учащихся, которая по своей структуре соответству- ет научной деятельности.
Учитель географии Осиюк В.Ф.
|
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем